Интернет магазин swdiag.ru
Главная Полезные статьи Доставка Гарантия Контакты

 

 

Общие сведения о моторных маслах.

Современные моторные масла подразделяются на три основные вида: минеральные (Мineral), полусинтетические (Semi Synthetic или Teilesyntetisches) и синтетические (Fully Synthetic). Все они состоят из базовых масел и точно подобранного пакета присадок, который вводится для улучшения эксплуатационных свойств. Для надежной защиты двигателя от разного рода факторов влияющих на его ресурс все моторные масла должны отвечать целому комплексу требований, таких как:
1. противоизносные свойства;
2. термическая стабильность (термоокислительная);
3. моющие свойства;
4. антикоррозионное воздействие;
5. малая вспениваемость;
6. пологость вязкостно-температурной характеристики;
7. малая летучесть, низкий расход на угар.

Основные требования к моторным маслам.
Вязкость. Классификация SAE
.

SAE - это аббревиатура от Society of Automotive Engineers - Сообщество автомобильных инженеров (США) образованное в 1905 году и благополучно функционирующее в наши дни. Сообщество ведет работу в целях накопления, систематизации и обмена опытом между всеми заинтересованными лицами задействованными в производстве и обслуживании автомобилей. Одним из многочисленных документов разработанных SAE является классификация SAE J300, которая применяется для обозначения вязкостно-температурных свойств масла. Эта классификация определяет 12 классов вязкости масла - 6 "летних" и 6 "зимних" масел (в конце числового обозначения стоит "W" - winter, т.е. зима).

Таблица 1. Классификация моторных масел SAE J300

 
Класс по SAE
Вязкость низкотемпературная
Вязкость высокотемпературная
Проворачивание
Прокачиваемость
Вязкость, мм2/с при t = 100 °C
Min вязкость, мПа·с при t = 150 °C и скорости сдвига 106 с−1
Max вязкость, мПа·с, при температуре, °С
Min
Max
0W
6200 при −35 °С
60000 при −40 °C
3,8
-
-
5W
6600 при −30 °С
60000 при −35 °С
3,8
-
-
10W
7000 при −25 °С
60000 при −30 °С
4,1
-
-
15W
7000 при −20 °С
60000 при −25 °С
5,6
-
-
20W
9500 при −15 °С
60000 при −20 °С
5,6
-
-
25W
13000 при −10 °С
60000 при −15 °С
9,3
-
-
20
-
-
5,6
< 9,3
2,6
30
-
-
9,3
< 12,6
2,9
40
-
-
12,6
< 16,3
2,9 (0W-40; 5W-40;10W-40)
40
-
-
12,6
< 16,3
3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)
50
-
-
16,3
< 21,9
3,7
60
-
-
21,9
26,1
3,6

 

Используя данные из классификации SAE J300 все масла можно разделить на 3 типа:
1. летний тип (например SAE 20, SAE 40)
2. зимний тип (например SAE 5W, SAE 10W)
3. всесезонный тип (например SAE 0W - 30, SAE 5W - 40)

Правильно подобранная вязкость моторного масла обеспечит:
1. прокручивание двигателя стартером при низкой температуре и беспрепятственное продвижение масла по масляной системе. Для этого вязкость масла не должна быть чрезмерной.
2. надежность масляной пленки между трущимися деталями и поддержание необходимого давления в смазочной системе - при высокой температуре. Для этого масло не должно иметь очень малую вязкость.

Большинство современных автомобилей эксплуатируется на всесезонных маслах, применение сезонных масел обычно связано с особыми условиями - арктическая или экваториальная эксплуатация транспорта, но можно использовать такие масла в соответствующий сезон и в умеренном климатическом поясе. Но надо запомнить, что маловязкие масла (0W и 5W) из зимнего типа нельзя применять при температуре выше минус 10 °С, а высоковязкие масла (30, 40, 50, 60) из летнего типа нельзя применять при температуре ниже плюс 5 °С.

Как в любом уважающем себя государстве в Российской Федерации есть свой нормативный документ предписывающий обозначение моторных масел - это ГОСТ 17479.1-85 Масла моторные. Классификация и обозначение. В таблице 2 приведен перечень аналогов вязкостных классов моторных масел по классификации ГОСТ 17479.1-85 и SAE.

Таблица 2. Аналоги моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и SAE

Обозначение по ГОСТ 17479.1-85
Обозначение по SAE
5W
3з/8
5W/20 
10 W
4з/6 
10W/30 
4з/8
10W/20 
4з/10
10W/30
15W 
5з/10
15W/30
5з/12
15W/30
6
20
6з/10
20W/30
6з/12
20W/30
6з/14 
20W/40
6з/16 
20W/40
8
20
10
30
12
30
14
40
16
40
20
50

 

Область применения или эксплуатационные свойства,
классификация API
.

ГОСТ 17479.1-85 содержит в себе не только требования к классам вязкости, но и деление на группы в зависимости от области применения. В США изучением данной проблемы занимается API - American Petroleum Institute (Американский институт нефти). Первоначально ГОСТ 17479.1-85 и API дают классификацию в зависимости от типа двигателя (бензиновый или дизельный) и нагрузки на него, затем в связи с ужесточением энергосберегающих и экологических норм растут требования и к моторным маслам. Более поздние классы начиная с API SH предназначены для работы в многоклапанных двигателях с обеднённой смесью. Таким образом применять для современных моторов масла с устаревшими классами запрещено и наоборот для устаревшей техники разрешается применение более высокого класса масла.

Таблица 3. Классификация API

Бензиновые двигатели
SA
Двигатели, работающие в легких условиях (устарел)
SB
Двигатели, работающие при умеренных нагрузках (устарел)
SC
Двигатели, работающие с повышенными нагрузками (модели выпуска до 1964 г.) (устарел)
SD
Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1968 г.) (устарел)
SE
Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1972 г.) (устарел)
SF
Двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине (модели выпуска с 1980 г.) (устарел)
SG
Двигатели выпуска с 1989 г. Данный класс соответствует требованиям к дизельным двигателям API CC
SH
Двигатели выпуска с 1994 г.
SJ
Двигатели выпуска с 1996 г.
SL
Двигатели выпуска с 2000 г.
SM
Двигатели выпуска с 2005 г.
 
Дизельные двигатели
CA
Двигатели, работающие при умеренных нагрузках на малосернистом топливе (устарел)
CB
Двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе (устарел)
CC
Двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях (устарел)
CD
Двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях на высокосернистом топливе (устарел)
CD-II
Двухтактные двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях на высокосернистом топливе (устарел)
CE
Двигатели с высоким наддувом (модели выпуска с 1983 г.), эксплуатируемые в тяжелых условиях (высокие нагрузки, малая частота вращения) (устарел)
CF-4
Четырёхтактные двигатели выпуска с 1990 г.
CF-2
Улучшенные характеристики CD-II для двухтактных двигателей с 1994 г.
CG-4
Двигатели выпуска с 1994 г. Улучшены характеристики CF-4 и ужесточены требования к токсичности отработанных газов
CH-4
Четырёхтактные двигатели выпуска с 1998 г.
CI-4
Четырёхтактные двигатели выпуска с 2002 г.
CI-4 Plus
Четырёхтактные двигатели

 

В таблице 4 представлены аналоги эксплуатационных классов моторных масел по классификации API и ГОСТ 17479.1-85

Таблица 4. Аналоги эксплуатационных классов моторных масел по классификации API и ГОСТ 17479.1-85

Обозначение по ГОСТ 17479.1-85
Обозначение по API
А
SB
Б
SC/SA
Б1
SC
Б2
CA
В
SD/CB
В1
SD
В2
CB
Г
SE/CC
Г1
SE
Г2
CC
Д
CD
Е

 

 
 

 

Яндекс.Метрика
© 2013 Custom Chrom - все материалы сайта, за исключением подписанных прочими именами. При цитировании прямая ссылка на первоисточник обязательна.
E-mail: Custom Chrom

Хостинг сайтов, VDS / VPS, Конструктор сайтов QuSiter,
Регистрация доменов .ru, .рф, .su, .com, .net... ,Создание сайтов